Товары для строительства

Товары для строительства

Какими бывают вилочные погрузчики и как выбрать подходящий

Зайдите на любой склад, на любое производство, да хоть в крупный строительный магазин. Что вы там увидите? Среди стеллажей, коробок и паллет снует туда-сюда эта незаметная, но абсолютно незаменимая машина – вилочный погрузчик. Кажется, что сложного? Машинка с вилами, ездит, поднимает, опускает. Но на самом деле, мир вилочных погрузчиков огромен и довольно интересен. Это не просто техника, это, можно сказать, кровеносная система всей современной логистики. Без них все бы встало.

Выбор погрузчика — это вам не в магазин за хлебом сходить. Ошибетесь, и вот вы уже теряете время, деньги, а что еще хуже — рискуете безопасностью людей. Ну понимаете, купить мощный дизельный агрегат для маленького закрытого склада — это как запустить слона в посудную лавку. Глупо и шумно. А взять слабенький электрический для работы на улице под дождем — он же у вас «умрет» в первой же луже.

https://www.sklad.ru

Поэтому давайте разберемся, какие они вообще бывают, из чего состоят и как работают. Это не будет скучной технической инструкцией. Скорее, это попытка заглянуть «под капот» этих трудяг, чтобы понять их характер и подобрать именно тот, который станет вашим верным помощником, а не головной болью.

Классификация и виды вилочных погрузчиков

Ох, тут можно заблудиться, если честно. Их классифицируют по всему, чему только можно. Но если по-простому, для жизни, то главное — это понимать несколько ключевых отличий.

По типу двигателя

Это, пожалуй, самое основное, с чего все начинается. Это как выбор между бензином и дизелем в автомобиле, только вариантов тут побольше.

  • Электрические. Эти ребята работают от больших аккумуляторов. Главный их плюс – они тихие, почти шепчут, и не дымят. Вообще. Поэтому для работы внутри помещений, особенно там, где хранятся продукты или лекарства, им нет равных. Но есть и обратная сторона медали. Аккумулятор, понимаете, не вечный. Его нужно заряжать, а это время, порой целая смена. Забыли поставить на ночь на зарядку – утром работа стоит. Это их ахиллесова пята.
  • Дизельные. Это классика жанра, настоящие мощные работяги. Им не страшны ни улица, ни плохая погода, ни большие грузы. Они могут работать сутками, только успевай заливать топливо. Но за эту мощь приходится платить. Они шумные, и выхлоп у них, скажем так, весьма ощутимый. В закрытом помещении от него через час голова будет чгунная. Так что их место – на открытых площадках, стройках, в портах.
  • Бензиновые. Что-то среднее. Они мощнее электрических, но чище дизельных. Встречаются реже, потому что бензин дороже, но в обслуживании они бывают попроще.
  • Газовые и газ-бензиновые. А вот это уже интересный компромисс. Работают на сжиженном газе из баллонов. По мощности они близки к бензиновым, но выхлоп у них чище, и топливо дешевле. Их можно использовать и в больших, хорошо проветриваемых помещениях. Замена баллона — дело нескольких минут, это вам не восьмичасовая зарядка аккумулятора.

По количеству колес

Звучит просто, не так ли? Три или четыре. Но разница в работе колоссальная.

  • Трехопорные. Представьте себе, что одно колесо или сдвоенные колеса находятся сзади по центру. Что это дает? Фантастическую маневренность. Такой погрузчик может развернуться практически на месте. Он как юла. Если у вас узкие проходы между стеллажами и нужно постоянно лавировать – это ваш выбор.
  • Четырехопорные. Тут все как у машины – четыре колеса по углам. Это дает, прежде всего, устойчивость. Он стоит на земле крепко, как влитой. Для тяжелых грузов, для работы на не совсем ровной поверхности – лучше него не найти. Он не такой поворотливый, ему нужен простор для маневра, но зато он внушает уверенность.

По типу шасси и конструкции

Тут уже начинаются специализации под конкретные задачи.

  • Фронтальные. Это тот самый погрузчик, который мы все себе представляем. Вилы спереди, водитель сидит и смотрит вперед. Самый универсальный и распространенный тип.
  • Ричтраки. Это уже спецтехника для высоких складов. Их главная фишка – выдвижная мачта. Понимаете, он может подъехать вплотную к стеллажу и потом «выстрелить» мачтой с вилами прямо вглубь полки. Это позволяет делать проходы между стеллажами очень узкими и экономить кучу места.
  • Штабелеры. Можно сказать, это младший брат погрузчика. Он компактнее, проще, и часто оператор не сидит в нем, а идет рядом, управляя специальной рукояткой. Идеальны для небольших складов и магазинов, чтобы снять паллету с машины и поставить ее на нижний ярус стеллажа.
  • Боковые погрузчики. Весьма специфичная машина. Вилы у нее расположены сбоку. Зачем? А вы попробуйте на обычном погрузчике провезти по узкому коридору шестиметровую трубу или доску. Не получится. А этот подъезжает боком, забирает длинный груз и спокойно везет его вдоль прохода.

Ну и конечно, они делятся по грузоподъемности. От маленьких, на тонну-полторы, до настоящих монстров, способных поднимать десятки тонн где-нибудь в порту.

https://www.sklad.ru

Основные компоненты и принцип работы

Давайте разберем погрузчик на части, как детский конструктор. Чтобы понимать, что там к чему.

Представьте себе человеческий организм. Вот рама и шасси — это скелет. Прочная металлическая конструкция, на которой все держится. Она должна быть крепкой, чтобы выдерживать огромные нагрузки.

Силовая установка — это сердце. Двигатель, будь то электрический или внутреннего сгорания, который дает всю энергию для движения и для подъема грузов.

А вот мачта — это, наверное, самое интересное. Это та самая вертикальная рама спереди, по которой ездят вилы. Она похожа на телескопическую удочку. Бывают двухсекционные, трехсекционные. Это позволяет поднимать груз на очень большую высоту, при этом в сложенном состоянии погрузчик может проезжать в низкие ворота. Движение вверх-вниз обеспечивает гидравлика.

Что такое гидравлика? Если совсем на пальцах, то это система трубок, по которым под большим давлением гоняется специальное масло. Насос создает давление, а оператор с помощью рычагов направляет это масло в нужный цилиндр. Цилиндр — это как большой шприц. Масло давит на поршень, и он выдвигается, толкая, например, секцию мачты вверх. Простая и невероятно мощная система. Именно благодаря ей небольшая машина может с легкостью поднимать грузы весом в несколько тонн.

Вилы — это руки. Два металлических клыка, которые и делают всю основную работу. Кажется, что это просто куски железа, но к ним тоже есть требования. Они должны быть прочными, без трещин.

Кабина оператора — это мозг. Отсюда идет управление всем этим организмом. Руль, педали, рычаги для управления мачтой и вилами. В современных моделях там еще и куча электроники, дисплеи, системы безопасности.

И, наконец, противовес. Это та массивная чугунная часть сзади погрузчика. Замечали? Она там не для красоты. Это жизненно важный элемент. Погрузчик работает по принципу качелей. Спереди на вилах у вас груз, который тянет его вниз. А сзади — тяжеленный противовес, который не дает ему опрокинуться. Без этого куска чугуна сзади, он бы просто-напросто клюнул носом при первой же попытке поднять что-то серьезное. Масса противовеса точно рассчитана, и это одна из причин, почему нельзя поднимать груз тяжелее, чем положено по инструкции. Физику не обманешь.

Сферы применения вилочных погрузчиков

На складах и в логистических центрах — это просто альфа и омега всего процесса. Они встречают фуры, аккуратно выгружают паллеты с товаром, развозят их по огромной территории и, словно опытные лифтеры, поднимают на многометровые стеллажи. Без них современный склад превратился бы в хаос из коробок и людей, пытающихся вручную перетащить тонны грузов. Это даже представить себе сложно.

Дальше у нас идет производство. Любой завод, любое предприятие. Тут погрузчик работает как кровяные тельца в организме. Он подвозит сырье и компоненты к производственной линии, а потом забирает уже готовую продукцию и отвозит ее на склад. Работа не прекращается ни на минуту. Остановка погрузчика может парализовать целый цех, ну понимаете, это как перекрыть артерию.

Строительство — это вообще отдельная история. Там условия спартанские: грязь, неровная земля, ямы. Обычный складской погрузчик там долго не проживет. Поэтому для строек существуют специальные внедорожные модели с большими колесами и мощным протектором. Они без проблем таскают по площадке поддоны с кирпичами, мешки с цементом, блоки и другие тяжелые материалы.

Сельское хозяйство тоже не отстает. Перевезти большие мешки с удобрениями, загрузить семена в сеялку, собрать ящики с урожаем и сложить их в хранилище — для всего этого нужна техника. И вилочный погрузчик тут подходит как нельзя лучше.

А большие магазины, гипермаркеты? Днем мы их почти не видим, но ночью, когда торговый зал пустеет, начинается их время. Они разгружают машины, подвозят товар со склада прямо в торговые ряды, чтобы утром полки снова были полными.

Ну и, конечно, порты и терминалы. Это, можно сказать, высшая лига для погрузчиков. Там работают настоящие гиганты, способные поднимать не просто паллеты, а целые контейнеры весом в десятки тонн. Рядом с такой машиной обычный складской погрузчик выглядит как игрушечный.

Даже в коммунальном хозяйстве им находится применение. Повесьте вместо вил специальный ковш — и вот у вас уже снегоуборщик. Прицепите щетку — и он подметает большую территорию. Универсальный солдат, не иначе.

Как выбрать вилочный погрузчик: ключевые критерии

И вот тут начинается самое интересное и самое сложное. Выбор погрузчика — это не поход в магазин за молоком. Ошибка может стоить очень дорого, и дело не только в деньгах. Неправильно подобранная машина — это потерянное время, низкая эффективность и даже риск для безопасности.

Прежде всего, нужно отбросить все каталоги и просто сесть и подумать. Задать себе несколько простых вопросов. Что я буду поднимать? Какой вес, какие габариты у моего груза? Где я буду работать — в тесном помещении с идеальным полом или на улице в грязи? И как часто я буду его использовать — час в день или в три смены без перерыва? Ответы на эти вопросы — это уже половина дела.

Теперь можно смотреть на технические характеристики.

  • Грузоподъемность. Казалось бы, все просто. Если груз 2 тонны, нужен погрузчик на 2 тонны. А вот и нет. Есть такое понятие, как номинальная и остаточная грузоподъемность. Номинальную он поднимает на определенную высоту, а чем выше вы задираете вилы, тем меньше он может поднять, чтобы не опрокинуться. И об этом нюансе продавцы не всегда любят говорить.
  • Высота подъема. Тут все проще. Померяйте рулеткой свой самый высокий стеллаж, прибавьте сантиметров 15-20 для запаса — вот вам и нужная высота.
  • Тип двигателя. Снова возвращаемся к нашему разговору о моторах. Для закрытого склада продуктов — однозначно электрический. Для работы на улице с тяжестями — дизельный без вариантов. Если нужно что-то универсальное и для большого проветриваемого помещения — посмотрите в сторону газа.
  • Габариты и радиус поворота. Это одна из самых обидных ошибок. Купить прекрасный погрузчик, который потом просто не может развернуться в ваших узких проходах между стеллажами. Поэтому — снова рулетка в руки и измерять ширину коридоров.
  • Тип шин. Мелочь? Как бы не так. Для идеального бетонного пола на складе подойдут цельнолитые шины. Они не боятся проколов. Для улицы, где может быть щебень, стекло, нужна пневматика, как на автомобиле, она амортизирует неровности.

Дальше встает вечный вопрос: новый или бывший в употреблении? Новый — это гарантия, это современная начинка, никаких скрытых проблем. Но и цена соответствующая. Б/у — это лотерея. Можно найти отличный вариант за полцены, а можно купить ведро с болтами, которое будет больше стоять в ремонте, чем работать. Если решились на б/у, обязательно смотрите на наработку в моточасах и берите с собой специалиста, который сможет оценить состояние двигателя и гидравлики.

Когда вы начинаете выбирать автопогрузчики вилочные для своего бизнеса, не забывайте про навесное оборудование. Вилы — это база, но на погрузчик можно повесить кучу всего: захваты для рулонов или бочек, ковши, крановые стрелы. Это сильно расширяет его возможности.

И последнее, но, возможно, самое важное — сервис. Узнайте, есть ли в вашем городе официальный сервис для той марки, которую вы присмотрели. Легко ли найти на него запчасти. Потому что даже самый лучший погрузчик от неизвестного бренда, который в случае поломки придется чинить месяцами в ожидании детали из-за океана, принесет вам одни убытки и головную боль. Особенно это касается тяжелой промышлености.